СРО энергоаудиторов: итоги и перспективы |
24-11-2023 |
В 2010 году энергоаудит перешел на саморегулирование. 23.11.09 г. состоялось принятие закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности …» (ФЗ №261), благодаря которому закрепляется увеличение экономической энергоэффективности, а также сохраняются природные ресурсы в статусе приоритетных государственных направлений. Энергетики должны были решить масштабную задачу, которая заключалась в снижении энергопотребления, оптимальном использовании всех видов энергии, внедрении самых современных методов и технологий.
Конечно, разработка данных мероприятий должна быть доверена исключительно профессионалам, поэтому ввод саморегулирования был очень целесообразен. После старта этапа формирования СРО энергоаудиторов, наличие допуска СРО стало обязательным условием для того, чтобы осуществлять такой вид деятельности, как энергетическое обследование. После определения путей решения поставленной задачи появились неясности, например, связанные с вопросом о том, кто должен осуществлять надзор и вести Реестр СРОЭ. Только после разрешения всех противоречий, когда ответственным за данные функции определили Министерство энергетики, состоялось принятие регламента регистрации и установление квалификационных требований (рабочего стажа, повышения квалификации энергоаудиторов, получения профильного образования).
Первое СРО в сфере энергетических обследований было внесено в Реестр 06.08.2010 г. На данный момент в нем насчитывается 118 членов объединения. То есть, запуск процесса произошёл. Через полгода (с августа по декабрь 2010 г.) в рядах СРО энергоаудиторов насчитывалось уже 47 партнёрств некоммерческого типа, в которых объединились более 2 тыс. ИП и компаний, которые задекларировали в качестве своей деятельности организацию и осуществление энергоаудита. Свыше 90% членов СРОЭ - юридические лица. На сегодняшний день область энергетических обследований насчитывает не так много СРО, состоящих из представителей только одного региона. Самое широкое представление географии страны характерно для Московских саморегулируемых организаций.
Что касается численности зарегистрированных СРО энергоаудиторов, по традиции лидером является Москва, обладающая 20 организациями, где насчитывается в общем числе около 1090 членов. Второе место после столицы занимает Санкт-Петербург, где имеется 7 СРО, 280 членов. В каждом регионе имеется по одной СРО: в Курской, Ульяновской, Тульской, Тверской, Воронежской, Тюменской, Саратовской, Самарской, Томской, Омской, Свердловской и Новосибирской областях, а также в Краснодарском крае, Республике Татарстан, Республике Башкортостан.
Когда началось формирование энергоаудиторского корпуса, Россия насчитывала около 300 зарегистрированных профильных компаний. Этого было мало для того, чтобы решать те важные и объёмные задачи, которые были поставлены перед энергетиками государством. Для форсирования процесса создания компаний, специализацией которых было проведение энергообследований, был произведен переход на ускоренную подготовку необходимых специалистов, - энергоаудиторы повышали квалификацию по программе, с расчетом на 72 академических часа. Минэнерго посчитало это достаточным для получения квалификации энергоаудитора для специалистов, у которых высшее техническое образование. Верность данного подхода может быть подтверждено только временем. В настоящее время для энергоаудиторов должно быть предусмотрено обучение в учебно-методических центрах, что намного лучше, нежели приобретение опыта при разрешении конфликтных ситуаций с потребителями. К тому же, ответственными за качество осуществления энергетического обследования являются энергоаудиторские СРО.
Завершение процесса формирования и регистрации СРО энергоаудиторов еще довольно далеко. Предварительные оценки Минэнерго, основанные на поданных заявках и статистике темпов регистрации СРО в сфере энергообследований, показывают, что в России ожидается создание и регистрация ещё около 60 СРОЭ, в составе которых будут минимум 3 тыс. компаний.
Более сложная ситуация характерна для заказчиков энергетических обследований. Потребитель не до конца разобрался с принципами ценообразования на предоставление энергоаудиторских услуг. Нередко возникают ситуации, когда действие тезиса о том, что на качественную услугу не может быть установлена низкая цена, не подтверждается.
Потребителю необходимо получить объективную информацию о предоставляемой услуге, для более быстрого ориентирования в соответствии ей запрашиваемой цены, кроме того, нужно разобраться с возможными рисками и ответственностью, принимаемою компанией-энергоаудитором на себя. Поэтому для него важно получение как можно большего количества сведений о СРО энергоаудиторов и формирования новых энергоаудиторских компаний. В данном случае разговоры о достаточности такой информации неуместны.
Нормативные акты и документы:
Советуем прочесть:
Общие сведения СРО Новости и события